Как заставить ленивый мозг решать креативные задачи


Changing-Minds

Как заставить ленивый мозг решать креативные задачи в условиях хаоса и неопределенности

Как известно, с годами люди имеют обыкновение приобретать разного рода недуги. В списке возрастных издержек не последнее место занимает нарастающая леность мозга, способная стать причиной множества проблем. В том числе — для делового человека.

Можно ли заставить мыслительные механизмы работать на полной скорости и служить надежным источником продуктивного мышления?

Разумеется! 

Итак, приступим. И начнем с самого страшного — механизма отупения. Изначально все люди «оснащены» правым полушарием, то есть по определению талантливы и обладают продуктивным мышлением. А именно — острым умом и способностью за минимальное время выдавать на-гора максимум решений, отвечающих всем поставленным условиям. Но со временем часть людей утрачивают подобную продуктивность. Причем не обязательно в зрелом или пожилом возрасте.

Детство

Давайте рассмотрим две схемы — идеальное развитие ребенка и условия, приводящие к отупению уже в первые годы жизни человека.

У нормального ребенка с рождения доминирует правое полушарие, а уже затем к нему постепенно добавляются левополушарные логические схемы. Это результат впитывания человеческого опыта под руководством родителей и старшего поколения в целом. Тем самым формируется совокупность «умных штампов», которыми человек будет пользоваться в стандартных ситуациях. Однако при этом он не теряет способности к творчеству.

Родители помогают малышу двумя путями. Прежде всего — разговаривают с ним «как с большим», то есть апеллируют к тому взрослому, что рождается одновременно с каждым человеком (для мозга нет понятия «младенчество»). С другой стороны, применяются не менее важные для воспитания мыслящего человека искусственные техники. Чаще всего это довольно стандартный набор, включающий в себя обучение ребенка чтению, письму и счету одновременно на всех доступных в семье языках, причем в раннем возрасте.

ОБУЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ В РОССИИ ПОСТРОЕНО НА «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ», А НЕ НА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ БАЗЕ: ВОЗНИКАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ НАБОР ЗНАНИЙ, НО НЕ НАВЫК ИХ АНАЛИЗА

Эстафету подхватывают хорошие садики (мы же говорим об идеальном случае!) с сильной программой развития. Потом — школа, где к развитию человека подключаются высокие науки, которые тянут его вперед. А следом начинается обучение в вузе. Желательно — с такими специализациями, как физика, математика, химия, естественные науки в целом (так называемого негуманитарного типа).

Почему именно — негуманитарного? К сожалению, обучение гуманитарным наукам у нас построено на «познавательной», а не на мыслительной базе. Передается скорее определенный набор знаний, а отнюдь не навыки их осмысления (что в итоге не позволяет научить человека думать).

Приведу простой пример. Между лингвистикой, филологией и семантикой обнаруживается радикальная разница, хотя все эти дисциплины, на первый взгляд, «вертятся» вокруг слов. Однако первые две занимаются языком, и лишь последняя — смыслом. Было бы замечательно, если бы у нас подрастающему поколению «давали» глубоко гуманитарные дисциплины, которые в предыдущие столетия рождали великих мыслителей. Но, к сожалению, в настоящее время такие случаи единичны. Остается уповать разве что на технические и медицинские вузы, где наука как таковая заставляет человека мыслить. Даже если он этого не хочет.

Вот так, собственно, и растет нормальный человек, у которого формируется левое полушарие при сохранении существенной мощности правого (его продуктивность соответствует норме). Остается только тренировать свою креативность и будить таланты.

Что же такое «тупой ребенок»? Это, надо сказать, несчастный человек. Его терроризирует старшее поколение, требующее тупого исполнения штампов вместо того, чтобы помочь впитывать окружающий мир во всем его многообразии. Причем штампы эти «воспитатели» извлекают из собственной практики — не участвуя в играх или грубо обрывая их, не давая реализоваться способностям ребенка. Так старшие изо всех сил потворствуют оскудению возможностей развития.

Не в последнюю очередь этому способствуют игрушки. Если родители первого типа покупают своему чаду развивающие игры, простые кубики без надписей, а также четко идентифицируемых элементов (что дает ребенку возможность фантазировать и создавать собственные миры), то во втором случае приобретаются «формально-логические» игрушки, предполагающие как раз штампы и заранее определенные формы. Параллельно в системе требований доминируют послушание и поведение в рамках жесткого формата.

В таких условиях дети нередко начинают бунтовать. Это «война за себя». Увы, война чаще всего проигранная: все заканчивается ужесточением системы подавления в семье и спортивными секциями, довершающими процесс угнетения креативности. Из той же серии — «модные» садики с облегченной программой развития. Преодолев эту часть жизни, ребенок уже откровенно не способен соответствовать уровню прогимназии. Ведь родители уже на раннем этапе лишили его важной вещи — тренировки ума, причем тренировки «с отягощением», которая необходима мозгу точно так же, как и всем другим группам мышц.

Итак, ребенок в течение длительного времени находился в положении «скота на откорм». В определенный момент родители прозревают и понимают: его надо «специально готовить». Но случается это довольно редко: куда чаще ребенка «упускают», то есть обрекают его на серьезные муки в будущем.

ЧЕЛОВЕКУ С ПОДАВЛЕННЫМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ ВСЕ ЗАДАЧИ КАЖУТСЯ СТАНДАРТНЫМИ. СОПУТСТВУЮЩИЕ КАЧЕСТВА — ПОВЕРХНОСТНОСТЬ, ЛЕНЬ, ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ, ОГРАНИЧЕННОСТЬ В СУЖДЕНИЯХ

Другой распространенный «путь наименьшего сопротивления»: дитя отправляют в простую школу без дополнительных функций и опций, руководствуясь довольно нелепыми тезисами (которые лично я не могу понять ни как мать, ни как специалист). Формулировки обычно такие: «У детей должно быть детство», или «Не надо раньше времени учить ребенка всему, иначе в школе ему будет скучно». Сингапурские дети в шесть лет уже разрабатывают для гаджетов программы, получающие мировое признание. А наши в те же годы еще не умеют ни читать, ни писать. Что считается «нормальным». При этом мы будто бы стремимся к какому-то «новому уровню развития», к «освоению» каких-то новых дисциплин. Это уже не смешно.

В «элитарных школах», являющихся обычно продолжением системы псевдоразвития, «выращивание на откорм» продолжается. Так, постепенно отказываясь от творческого начала, которому нет применения, ребенок, во-первых, превращается в абсолютного потребителя, во-вторых, отвыкает работать и творить, а в-третьих — входит во вкус. Ему это начинает нравиться! Он отказался от себя прежнего и «ведет себя хорошо», превращаясь в звукозаписывающее устройство, симпатичное взрослому окружению. Если у такого ребенка наблюдается мощное желание выжить, он становится либо хулиганом, либо отличником. Другой вариант — отличник-хулиган. Такие дети впоследствии имеют шанс развиваться нормально. Остальная масса «звукозаписывающих устройств» находится в диапазоне «троечник», «хорошист» и «пять с минусом» (нижний слой отличников, которые «берут» высиживанием, а не разумом). В дальнейшем такое «устройство» уже не может самостоятельно поступить в вуз: не выдерживает нагрузок. И, чтобы не стать лузером, опять идет по пути наименьшего сопротивления. Чаще всего — в коммерческий вуз.

Отрочество

Результатом такой программы «развития» становится некое существо с соотношением левого полушария к правому на уровне 2:1, а то и более. А ведь должно быть как минимум 1:2!

Что происходит у человека с подавленным правым полушарием?

Во-первых, все задачи ему кажутся стандартными. Он просто не видит различий между задачей обычной и нестандартной, поскольку в принципе не способен улавливать в мире никаких нюансов и отличий. Сопутствующие качества такого человека — поверхностность, лень, невнимательность, прямолинейность и ограниченность в суждениях. Характерный симптом — постоянная тяга к изречению с умным видом прописных истин (тех же штампов).

Как заставить ленивый мозг решать креативные задачиСо временем, под влиянием социума, ленивый мозг начинает резко увеличивать количество штампов. Человек убеждается, что «штампованная» жизнь легче, чем креативная. И местами даже выстлана ковровой дорожкой. Таким образом, наш уже заметно подросший ребенок начинает с жадностью моделировать и впитывать стереотипы — вместо того чтобы пытаться отвечать на вопросы самому. Глотая все готовые ответы подряд, он наконец загружается ими до отказа. Левое (логическое) полушарие стремительно набирает мощность…

Дальнейшие шаги лишь фиксируют эти процессы. На третьем этапе левое полушарие начинает безжалостно отсекать всю информацию, которая не вписывается в прокрустово ложе штампов. И, что еще хуже, принимается незаметно для человека коверкать данные. Все это проявляется в софизме, демагогии, графоманстве… Все существенное — отбрасывается. Все недопонятое — забывается или пропускается.

Четвертый этап превращения нормального человека в тупого (не глупого, а — негибкого!) приводит к неспособности решить ни одну смысловую задачу. Несмотря на коллекцию собранных штампов. Начинается присвоение задачам ярлыков «невозможно» и «не нужно». В этой реакции на происходящее постоянно сквозит нежелание напрягаться и что-то делать с помощью головы. Последняя как бы теряет свои исходные функции и воспринимается уже не в роли мыслительного аппарата, а в качестве лопатки, которой ребенка в детстве заставляли ковырять песок. Таким образом, человек, существо по определению мыслящее, отвергает свою природу!

Ярлык «невозможно» апеллирует к надежности и отсекает все задачи, сколько-нибудь отличающиеся от того, что хранится в сознании. В противном случае возникает ступор. Вплоть до истерики, озлобления и иных деструктивных реакций из разряда «Нет — и всё!», «Не трогайте меня!!!».

А вскоре ленивый мозг, уставший работать с большим диапазоном штампов, которые сам же собрал, начинает их сворачивать. Приближается кульминация процесса отупения: человек систематизирует штампы и рассортировывает их «по папкам». Причем каждая из них сжимается до одного штампа! Таким образом, даже штампы начинают заметно «оптимизироваться», и к тридцати пяти — тридцати семи годам остается в среднем пяток примитивных устоявшихся схем на уровне «Бабло побеждает зло».

На последнем этапе формирования ленивого мозга человек уже практически не способен расшатать себя сам. Начинается включение психосоматических реакций: при увеличении нагрузки болит голова, поднимается давление, иногда течет из носа кровь (чему я неоднократно была свидетелем). Человек физически не может решать сложные интеллектуальные задачи.

Со временем граница между мыслительными механизмами смещается еще больше. Пространство для креативного решения задач закрывается. На этом этапе человек уже не способен достучаться до самого себя. И в условиях хаотических изменений внешней среды становится беззащитным, совершенно неэффективным.

Огромное горе, если такой человек является руководителем компании. Шансов выжить у подобной бизнес-системы просто нет.

Теперь несколько комментариев к вышесказанному.

С ГОДАМИ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ НАЧИНАЕТ НЕ ТОЛЬКО БЕЗЖАЛОСТНО ОТСЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРАЯ НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ ШТАМПОВ, НО И КОВЕРКАТЬ ДАННЫЕ

Человека, знающего много языков, зачастую называют «умным». Хотелось бы напомнить, что это не имеет отношения к мышлению. Такая способность — из области «оперативного запоминающего устройства», краткосрочной памяти. Одно дело — способность к заучиванию, и совсем другое — когда человек может что-то создавать на другом языке.

То же самое можно сказать и о широкой эрудиции, которая вовсе не обязательно имеет отношение к мыслительным способностям. Возможно, речь идет только о масштабах накопленной коллекции штампов.

Часто бывает и так: человек способен оценивать ситуацию, но не может принять решение. То есть у него хорошо работает анализ, а вот синтез — отключен. Как у собаки. «Все понимает, только сказать ничего не может». 

При этом следует сделать две оговорки.

Прежде всего, ни в коем случае не следует заниматься излишним самокопанием и искать в себе признаки отупевшего разума! Кроме того, хочу напомнить: термин «левое полушарие» отнюдь не является ругательным. Речь идет исключительно о правильном соотношении. В известном смысле — балансе (в пользу, конечно же, правого полушария, 1:2!), которому следует уделять внимание.

Опубликовано в журнале «Бизнес-журнал» 

Об авторе: Александра Кочеткова — профессор кафедры бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Об авторе: Алена Старовойтова

Трансформационный тренер. Руководитель проекта Ключи Мастерства. Трансформация это не цель. Это инструмент для расширения мировосприятия и изменения вашей жизни в целом.



ПОКАЖИТЕ МНЕ, ЧТО ВЫ ЖИВЫЕ!!...

Оставьте комментарий и расскажите, что Вы думаете...

  • Sofia Berenshtein

    Насколько больше по настоящему счастливых и вседостаточных людей было бы в мире,если бы общество решало эти проблемы    во  время.Спасибо Алёна.Эта тема очень близка и всегда «цепляет»за живое.

  • http://kluchimasterstva.ru Наталья

    Здравствуйте! Мой четырехлетний сын считает до тысячи,знает алфавит и русский и английский,знал еще год назад и сейчас что?Воспитатели жалуются,-Плохо ведет себя на занятиях,-А что вы проходили?-Счет до пяти(????!!!!) Что мне значит с ним заниматься и отдать в группу старше?Много очень припонов для того чтобы перевести,но развит то он по возрасту,а аналитика…впереди 3-4летноего,какой выход?

  • http://kluchimasterstva.ru Вита

    Алена, большое спасибо за статью. Все это мы наблюдаем в жизни. Личная ответственность безусловно должна быть у каждого за свою жизнь.  Но не кажется ли вам, дорогие друзья, что государству (имею ввиду нашу власть) удобно, что бы мы были такими штампованными и управляемыми. Смотрю на сегодняшнее среднее образование и плакать хочется. Как мы это можем изменить?

  • Алена_Старовойтова

    Государству удобно. И это нормально. Как помочь — сами решайте. 

    Я делюсь инфой и поощряю развавать правополушарные умения… Это мой вклад ))

  • http://kluchimasterstva.ru Елена

    Алена,спасибо за Вашу огромную помощь в желании жить активно!Более 30лет работала с детьми(руководитель детских хоров и учитель музыки в школе).Искренне радовалась своим творчески «неудобным»ученикам.Они меня многому научили,за что я им ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА!!!Это было СО-ТВОРЧЕСТВО.Ищите для своих детей творческих руководителей,творческие коллективы-остальное подтянется!!!

  • http://Сайт Ирина

    Статья грубая и злая, изобилует штампами. Хочется подробнее узнать откуда у автора такие познания о работе мозга в общем и формировании навыков в масштабах всего человечества.   P.S. Отдельное спасибо за объяснение разницы между детьми отечественными и сингапурскими.

  • Алена_Старовойтова

    Никто не мещает найти автора и задать эти вопросы…

    А я бы по-другому спросила: что именно вас так ЗАЦЕПИЛО, что статья со множеством подсказок превратилась в грубую. 

    Но это так… тренер во мне вылез.

  • Anny

    Я вот тоже несколько раз перечитала эту статью, пытаясь понять что же меня так раздражает , даже  села писать об этом, но получалась какая — то диссертация ( про возрастную психологию, сравнение детей разных стран и т.п) )))) Зато в процессе написания снялось  все раздражение и даже появилось понимание собственных дыр ( это касалось обычной школы и «нелишения» ребенка детства, т.к. здесь я в противофазе с автором статьи, ) …..   и в итоге : мне в этой статье не хватает объема и логики одновременно, не хватает красок и оттенков …..в общем, вибрации статьи не совпадают с моими … и мне неважно чья вибрация выше …. 
     

  • http://mam-manager.ru/ Светлана Энгель

    Баланс в пользу правого полушария…
    Странное равновесие :))
    И впечатление странное — вроде бы много мыслей, с которыми я согласна. Но такое воинствующее неприятие чего-либо — как-то не «греет».
    В природе все довольно сбалансировано само по себе — да, перекос в сторону левого полушария не стОит провоцировать, но и терять 20 % его возможностей — тоже глупо.
    Мое понимание — 100% + 100% — вот и эффективность, и баланс :) 

  • Алена_Старовойтова

    Может, конечно, я криво статьи читаю… озвученная цифра — 2 к 1. А это значит мин 33% левого полушария и 66% правого.

    Есть практики для балансировки и синхронизации полушарий… но ими можно воспользоваться, когда есть чего балансировать.

     

  • Алена_Старовойтова

    ну так это нормально… я ее из настоящего бизнес журнала вытащила.

    по сути, мне давно не важно откуда информация и в каком виде ее автор подает, если в ней есть зерно истины. а тут их целая россыпь.

     

  • http://kluchimasterstva.ru Ольга

    Статья очень толковая. Все по существу,последовательно и наглядно.
    Единственное с чем не согласна как практик — с размышлениями об специализированных детских садах и школах.
    Они, конечно, бывают лучше-хуже в разные стороны, НО закрывание правого полушария происходит в более раннем возрасте и уже в семье. А уж потом школа+ родители сидящие над домашним заданием вместе с ребенком довершают эту, чудовищную работу!
    Чем же родители так могут насолить своему ребенку?
    Первое — черезмерной опекой и руководством что прилично, а что нет.Ребенок теряет опыт что-то исследовать и операться на свой опыт.
    Второе-постоянными советами, как надо сделать. Ребенок не выстраивает свою способность делать выборы и принимать решения.
    Третье-часто это бывает вседозволенность, часто эмоциональная отстраненность, иногда итои другое!Ребенок одет, накормлен,есть крыша над головой и живые родители,но отсутствие привил, дающих безопастность и способность творчески активничать в их границах,ведет к внутренему хаосу и испугу. Тоже с эмоционально отстраненными родителями. Ребенок не получает опыта выстраивания открытых доверительных отношений. А вырастая не понимает где его собственные чувства и желания, а где родительские.
    О-хо-хошечки! И сейчас это очень распространенный феномен! 
     

  • http://www.ways4you.ru Арина

    Замечательная статья! Полностью согласно с ее автором! Как только в моей работе исчезло творчество, я поняла, что погибаю! Штампы налипают очень быстро! Наступила апатия и я с трудом  вылезла из этой трясины. Теперь жизнь сама подводит к тому, что надо работать с ПРАВЫМ полушарием и развивать его!

  • http://kluchimasterstva.ru Оля

    Здесь истин много мне созвучных, и выбрать путь Легко,искать, творить и создавать, расти и развиваться

  • http://kluchimasterstva.ru Ольга

    вот тема для еще одного хорошего вебинара или целого проекта.
     А я думаю, где это я проскакиваю? И с собой и с дочкой.
    Огромнющее спасибо.
    Ольга

  • leftnotz@gmail.com

    Я для себя девиз составила,изучив эту статью,написала его красиов,сейчас на стенку прикреплю!
    НЕ ОЖИДАТЬ,,НЕ РАССУЖДАТЬ!! НЕ ИСКАТЬ ОТГОВОРОК!!_ А ПРОСТО БРАТЬ И ДЕЛАТЬ!!
    Супер гениально!!Спасибо!!

  • http://kluchimasterstva.ru Nataly

    статья конечно хорошая, спасибо, По сути она больше направлена на понятие как НЕ делать. Встречный вопрос. а где взять информацию как нужно делать. Ведь штампы НЕ в нас запихивают с детсятва, что в итоге порождает только СТРАХ. По этому всетаки хочет знать наконец как НАДО. У меня втрой ребенок еще маленький, Уж очень хочется, что б не навредить, а попочь в развитии.
     
     
    Спасибо.

  • http://mam-manager.ru/ Светлана Энгель

    Вот я и говорю — почему 2 к 1?
    Почему не 50 на 50 хотя бы?
    Кто решил, что природу нужно поправить? 

  • Алена_Старовойтова

    Светлана, беспредметный разговор…

    Если вам действительно интересно, поднимите данные исследований ученых, как работает мозг младенца и ребенка… С чем дите приходит в этот мир…

    Проанализируйте другие данные по корпоративным исследованиям эффективности, которые проводят те же ученые… А потом и говорите.

    А так… воздух сотрясать многие могут… К сожалению, результатов это НЕ дает. 

    На этом заканчиваю общение по данному вопросу. Лучше дальше родолжу знакомиться с исследованиями ученых.

  • http://kluchimasterstva.ru Зина

    Спасибо Алена за весьма ценную информацию для меня. Впитала. И это радует.

  • http://kluchimasterstva.ru Татьяна

    Благодарю Алёна! Статья понравилась -сделала для себя вывод—развивать правое полушарие —удачи всем —

  • http://kluchimasterstva.ru Tatjana

    Zdravstvuite. Solidarna s Nataly. Kak ne nado delatj znajut mnogie, a kak nado, redko vstretish.  U menja 4 detei. Dvoe vzroslie i mogu s uverennostju skazatj estj kakoi/to opit. Sama pedagog. Ja dumaju,  v detstve mi mozem razvivatj u detei tvor4estvo. Eto risovanie, muzika- penie, tantsi. Detei nado pobolshe udivljatj, pozitivnie emotsii- mozet eto tsirk, mozet detskii kontsert, puteshestvija, variantov mnogo. Moi starshii sin bankir, vtoroi sin hudoznik — razbros professii, ne pravdа li?  No dlja menja vsegda bilo vazno ne davatj detjam svoih reshenii- kak zitj i 4to delatj. Oni sami vibirali kruzki i 4em hotjat zanimatsja. Slushaite detei- oni u nas umnitsi.

  • http://kluchimasterstva.ru Екатерина

    =) когда мы спрашиваем «как надо» -это значит опять наше левое полушарие просит штамп «а как надо». еще один штамп еще одна идея. осознанность родителей прежде всего главное! мне очень понравился ответ Цезаря Теруэля на вопрос «Чему нужно учить детей». http://www.youtube.com/watch?v=E7BQAsFj0S8 очень рекомендую к прослушиванию! 

  • http://kluchimasterstva.ru Ольга

    Спасибо за ссылку! Очень в тему!

  • http://kluchimasterstva.ru Ленуся

    «Специалист в области организационного поведения, управления персоналом, группами, командами, изменениями, а также в других аспектах бизнес психологии.

    Закончила Финансовую Академию при Правительстве РФ. Совершенствовала свои знания в нескольких международных школах». Вот что сказано об этом авторе на хвалебном сайте Академии,тогда как проверив вкладку профессорско-преподавательский состав,её к счастью не обнаружила.Наши дети- это не персонал,группы,команды,их любить,а не организовывать нужно.Я так считаю,очень странно,что вы Алёна самоустранились,может и вас ЗАЦЕПИЛО такое кол-во негативных откликов на эту сомнительную статью,ничего общего «с исследованиями ученых» не имеющей?

  • Алена_Старовойтова

    Меня — НЕТ!

    А вот ВАС — ДА! 

    Так что я продолжаю выкладывать материалы по правому полушарию на сайте.

    А читать или не читать — каждый решает сам.

    А почему некоторых ЗАЦЕПИЛО, в том числе и вас — озвучивать не буду. Захотите — сами разберетесь. 

    Привет левому полушарию!

  • http://kluchimasterstva.ru Olma

    Алёна! Спасибо за статью! Думаю, всем интересна тема образования.
    Хорошие учителя всегда были редкостью.Родители могут научить ребёнка только тому,что сами знают и умеют.
    Вот здесь и применяется метод работы над собой. Как говорят Высшие Учителя: Работая над собой,ты изменяешь мир! 

  • http://kluchimasterstva.ru Влада (психолог)

    Статья написана тоном типичной бизнес-вумен. Ни грамма любви. Что она нам дала? Обдало холодом и высокомерием. Я рада успехам автора на ниве «бизнеса и делового администрирования», но не очень понимаю, что данная статья делает на этом теплом сайте. Я придерживаюсь мнения, что нет плохих людей,есть люди,которым плохо. Так вот автору, на мой взгляд, очень плохо… 

  • http://kluchimasterstva.ru Julia

    В статье не дан ответ на поставленный вопрос в заголовке. На вопрос «КАК» не ответили. Для полноты и красочности нужно было именно рассказать о техниках развития правого полушария.
     

  • Алена_Старовойтова

    В статье ДАН. Но на сайте НЕ выложен. Угадайте, ПОЧЕМУ? и с Какой ЦЕЛЬЮ? )))

  • Алена_Старовойтова

    Этот теплый сайт учит смотреть «внутрь» и как можно «глубже»… 

    Поверхностной оценке учить не надо, и так все мастера в этом. А вот видеть мудрость при любой подаче, с БЛАГОДАРНОСТЬЮ, а не суждением — вот над этим многим еще работать и работать.

  • leftnotz@gmail.com

    Александра Кочеткова просто гениальна!!У нас уже два примера в жизни( ОНА И АЛЕНА!))-как измениться и как изменить мозг!!ДА,работы впереди- не обьять!!! С чем всех и поздравляю!

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1449342475379172/ Ashraf Fattaxov

    Может ли быть подавлено левое? И как это проявится?
    Хотелось бы увидеть такой же яркий анализ как для правого.